Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Юрий Медных. Уроки языка и литературы

 

Уроки русского языка и

литературы

Хочу поделиться нелёгким опытом работы с детьми в школе.

Класс мною делится по рядам на два отряда: мальчики и девочки. Отряды соревнуются в работе по заданной теме – им некогда заниматься посторонним, они – отряд: надо выиграть. Ребята сами объединяются по способностям, чтобы один мог помочь другому: ведущий горд тем, что он ведёт, а ведомый рад получить оценку выше.

Капитаны у доски, работая с отрядом, ведут учет на доске мелом. Табло-доска – поджигает, тут и звонок – помеха.

Проверка тетрадей тоже имеет свои особенности: хорошим ученикам делаю заметки на полях – ученик сам отыскивает ошибку и исправляет её – нелюбимая работа над ошибками превращается в исследовательскую работу. А исправленная таким образом ошибка, исправлена не только в тетради, а и в памяти ученика.

Среднему ученику подчёркиваю ошибку и отмечаю её на полях. Ученик сам ищет правило, чтобы исправить ошибку, это тоже исключает её из памяти.

Со слабым учеником сложнее: исправляю ему ошибку, отмечая её на полях, а он находит к ней правило и приводит пример, только тогда ставлю оценку за работу над ошибками – оценка является стимулом для работы.

Части речи и члены предложения ученик не запоминает, а осмысливает:

1 Главная часть речи – существительное: то, что существует – предмет.

Все остальные части речи – слуги существительного:

2 Глагол сообщает о действии существительного (предмета).

3 Имя прилагательное определяет качество предмета.

4 Имя числительное определяет количество предметов.

5 Местоимение заменяет предмет.

6 Причастие – причастно к определению и действию предмета.

7 Деепричастие – содержит дополнительное действие предмета.

8 Наречие – управляет речью – как действует предмет.

9 предлог сообщает о взаимодействии предмета с другой частью речи.

10 союз – соединяет части речи.

11 частица – усиливает положительность или отрицательность части речи.

12 междометие – выражает отношение говорящего речь.

Именных частей речи – 4:

Имя существительное,

Имя прилагательное,

Имя числительное,

Местоимение.

Глагольных - три:

Глагол,

Причастие,

Деепричастие

Наречие – прилагается.

Служебных – четыре:

Предлог

Союз

Частица

Междометие.

У ученика при такой раскладке в памяти все на своих местах.

Таки же образом даю члены предложения.

Подлежащее – подлежит действию (действует).

Сказуемое – говорит о действии предмета (подлежащего).

Определение – определяет качество предмета.

Дополнение - вводит в действие дополнительный предмет.

Обстоятельство – сообщает, как обстоят дела (действия).

Любая часть речи может быть любым членом предложения:

Часть речи – это гражданство в грамматике.

Член предложения – должность гражданина в предложении.

Главная наука – литература, а её слуга – язык, потому что все науки объясняются и изъясняются, и изучаются при помощи языка. Художественна литература – царица всех жанров и наук потому, что она вмещает в себя всё: герой может быть любой профессии.

Лучшее знакомство со способностями и недостатками в познаниях ученика – через диктант – грамматика и через сочинение – мышление, обширность познания и способность выражать мысли.

К сочинению учеников готовлю заранее. Потом идет подготовка по теме на уроке. Замечательное развивающее упражнение на уроке – сочинение по картине, иллюстрирующей пройденное произведение.

С учениками составляю план на доске – поэтапно: развиваем сюжет и его композицию. Первый план, второй план, третий план. О чём рассказано на картине? Время года, время суток, о чем думает каждый герой. Выразить своё мнение о картине, а не то, что сказано в учебнике.

На цитаты не налегать и не избегать их.

Второй урок – написание сочинения.

Проверка сочинений по трём уровням:

1 раскрытие темы и отношение ученика к теме.

2 стилистика.

3 грамматика.

Работа над ошибками тоже по трём уровням – оценки только за хорошие работы.

Работа со словами:

Любое слово рассматриваем во всех его значениях:

Течь – определить часть речи и дать ей полную характеристику.

Ответ: течь – глагол, неопределённая форма (инфинитив), несовершенный вид, первое спряжение. В предложении может быть сказуемым. (оценка за ответ 4).

Ответ: течь – имя существительное, ж.род, 3скл.ед.ч. и(в) пад. В предложении может быть подлежащим, дополнением. (оценка за ответ 4).

Полный ответ: оба ответа поочерёдно. И в памяти появилась течь (память ухудшилась – метафора).

Мысль продолжает бурно течь (хорошее быстрое мышление) – оценка за ответ – 5.

Применение частицы СЯ.

«Я стираюсь» - говорим. Стираюсь – это стираю себя. А это похоже на моюсь из анекдота про «чукчу».

В ответ девочка от души смеётся: она представила, как стирается, подобно резинке в её руке. Говорить неправильно - смешно, если вдуматься, а писать?...

«Убираюсь» - вместо убираю – навожу порядок. «Убираться» - в просторечии – уходить вон.

И обратный эффект – отсутствие частицы СЯ:

Самолёт кружит над городом - в значении: летает над городом кругами. Кого он кружит? – пассажиров внутри себя – витиевато. КружитСЯ он над городом. Мальчишка погнал на велике (велосипеде) – в смысле поехал. Слова превращаем в вульгаризмы – не задумываясь над смыслом.

О значении знаков препинания:

Каждый знак имеет своё значение и свою величину во времени:

, (запятая) равна звуковой доле (любой безударный звук).

; (точка с запятой) равна полутора долям.

: (двоеточие) равно двум долям.

– (тире) равно 2,5 долям.

… (многоточие) равно 3 долям.

. (точка) равна 3,5 долям.

(), ?! «…» - выражаются эмоционально.

Времена глагола – применяются по смыслу.

Прошедшее время – отдаляет.

Настоящее время создает присутствие.

Будущее время – предполагает.

Склонение:

Склонение – способ (отклонения) именных частей речи от нормы (именительного падежа): их 6. 3 склонения, 3 исключения.

Надо различать (а – я) – 1е скл.

И (ия, ий, ие) – искл. Склоняются по 3му скл.

И надо различать

Сочиненье (ье) – 2 скл.

Сочинение (ие) – к 3му скл.(искл).

Спряжение – сопряжение (способ соединения) глагола с другой частью речи. Их 2. Есть исключения.

Есть разносклоняемые существительные, типа:

Ноль – нуль и цех…

Умножить на ноль, но свети на нуль. Начать с нуля.

Цех в предл. пад. В цехе и в цеху:

Развитие поэтического слуха:

Расшиньгиваю строку известного поэта и предлагаю ученикам восстановить её по памяти;

Потом то же делаю с малоизвестным стихотворением и помогаю восстанавливать строки – этим развивается слух к метру (размеру). Пример:

Ты, моя старушка, жива ещё?

Привет тебе, привет, жив и я.

Пусть над твоей избушкой струится

Тот свет, вечерний, несказанный.

Сначала ищем рифмы: старушка – избушкой; привет – свет.

Развивается понятие рифмы и ритма (размера), и смысла.

Стихи и поэзия:

Отличительной особенностью стихотворения от прозы являются мысль, стихотворный (метрический) размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрАхий, анАпест, пеон, гиперпеон и так далее; строфа, рифма.

А отличительной особенностью поэзии является новая мысль, высказанная не в прямом значении, а образно (наличие художественных тропов – приёмов), сама строфа являет собой внутреннюю структуру: силлогизм, а размер и рифма, оформляя мысль, усиливают её, украшая. Поэзия может присутствовать и в прозе, и в живописи, и в музыке - в любом виде искусства. Стихи – ещё не поэзия, а поэзия – не только стихи.

Вдохновение и труд

Настроить себя на творчество нелегко, а этот настрой и называем вдохновением. Это зов одухотворённости к творчеству. Он лёг на бумагу как первый снег – чистое блаженство. Теперь надо проявлять мысль – начинается работа ума и сердца. Умом ищу образ, в памяти отыскиваю слова, а сердцем накаляю то и другое. Образ найден, а слова топорщатся, не укладываются в размер, смысл шершав, не точен. В памяти неотступна статья Маяковского «Как делать стихи». Он – молодец уже тем, что сорвал маски с «мистического» вдохновения и показал истинную (творческую сторону) вдохновения, о которой говорили Пушкин и Л.Толстой. Чистое «вдохновение» - это ширма графоманов – они не умеют работать над словом.

О слове: в наших учебниках (грамматиках) сказано, что части речи и члены предложения «употребляются», но нигде не сказано – вкусны ли они? Употребить в пищу, а применить – в дело, оставив целым. Выходит, что безграмотность наша – очень глубинна.

Продолжение следует.

 

Комментарии

Replied
Аватар пользователя Мочалов Юрий
Дочитал до конца. Интересно.

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации