Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Мария Сайнакова. Несколько слов о прекрасном

22 января исполнилось бы 90 лет со дня рождения Ю. Левитанского, прекрасного поэта - фронтовика, чьи стихи знают, читают, они прекрасно ложатся на музыку. я хочу немного остановиться на его стихотворении "Ну что с того, что я там был"

Ну что с того, что я там был.

Я был давно, я все забыл.

Не помню дней, не помню дат.

И тех форсированных рек.

(Я неопознанный солдат.

Я рядовой, я имярек.

Я меткой пули недолет.

Я лед кровавый в январе.

Я крепко впаян в этот лед.

Я в нем как мушка в янтаре.)

 

Ну что с того, что я там был.

Я все забыл. Я все избыл.

Не помню дат, не помню дней,

названий вспомнить не могу.

(Я топот загнанных коней.

Я хриплый окрик на бегу.

Я миг непрожитого дня,

я бой на дальнем рубеже.

Я пламя вечного огня,

и пламя гильзы в блиндаже.)

 

Ну что с того, что я там был.

В том грозном быть или не быть.

Я это все почти забыл,

я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне,

война участвует во мне.

И пламя вечного огня

горит на скулах у меня.

 

(Уже меня не исключить

из этих лет, из той войны.

Уже меня не излечить

от тех снегов, от той зимы.

И с той зимой, и с той землей,

уже меня не разлучить.

До тех снегов, где вам уже

моих следов не различить.)

Но что с того, что я там был!..

Стихи о войне нередко поначалу кажутся простыми и понятными, но чем больше перечитываешь данное стихотворение, тем больше открываешь в нём смыслов. Центральный образ этого стихотворения - это образ времени: прошлое и настоящее, 1-я,3-я, 5-я строфы - это мир реальный, а 2-я, 4-я, 6-я строфы - это мир прошлого, мир воспоминаний, и , конечно, миры эти связаны.

Образ войны постоянно живёт в памяти вечного солдата, голос войны дремлет в душе воина долгие годы, а потом начинает громко звучать на волнах расстревоженной памяти. Она воскрешает зриттельные образы и картины: "меткой пули недолёт", "лёд кровавый в январе", "топот загнанных коней", "хриплый окрик на бегу".

В художественной структуре стихотворения мир прошлого не случайно взят в скобки:его уже не существует, но он есть, живёт в памяти тех, кому довелось пережить эти страшные годы. Мир прошлого цветной, яркий, в нём осталась юность, но он статичен, поэтому во 2-ой и 4-ой строфах отсутствует глагольная лексика. А мир настоящего совсем иной,но память - это жёстокий судья  и она сильна настолько, что ничего не даёт забыть, поэтому такие яркие образы как бывший солдат "крепко впаян" в "кровавый лёд" мира прошлого, он в нём "как мушка в янтаре" - соединяют эти два мира.

Нужно отметить, что в стихотворении есть очень яркий метафорический образ, делающий память о войне сильным, живым существом:

Я не участвую в войне -

Она участвует во мне.

Антитеза образов "я" и "война" подчёркивается повторением одного и того же глагола "участвую" и говорит о неразрывности этих миров.

Центральный образ мира прошлого - юный солдат, "я", он выделен анафорой 2-ой и 4-ой строф и спондеем. Понять философское наполнение 6-ой строфы помогает градация рифмующихся глаголов: "не исключить", "не изличить", "не разлучить", "не различить", и рефреном звучит одна и та же строчка. произнесённая с восклицательной интонацией в финальном стихе: "Но что с того, что я там был" . Читаешь такие стихи, и мир кажется прекрасным благодаря Юрию Левитанскому.

 

 

Комментарии

Replied
Аватар пользователя Пархоменко Николай
"Пламя вечного огня
Горит на скулах у меня"

Оно должно гореть у всех живущих: это - свято.

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации