22 января исполнилось бы 90 лет со дня рождения Ю. Левитанского, прекрасного поэта - фронтовика, чьи стихи знают, читают, они прекрасно ложатся на музыку. я хочу немного остановиться на его стихотворении "Ну что с того, что я там был"
Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
(Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед.
Я в нем как мушка в янтаре.)
Ну что с того, что я там был.
Я все забыл. Я все избыл.
Не помню дат, не помню дней,
названий вспомнить не могу.
(Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня,
я бой на дальнем рубеже.
Я пламя вечного огня,
и пламя гильзы в блиндаже.)
Ну что с того, что я там был.
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл,
я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне,
война участвует во мне.
И пламя вечного огня
горит на скулах у меня.
(Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.)
Но что с того, что я там был!..
Стихи о войне нередко поначалу кажутся простыми и понятными, но чем больше перечитываешь данное стихотворение, тем больше открываешь в нём смыслов. Центральный образ этого стихотворения - это образ времени: прошлое и настоящее, 1-я,3-я, 5-я строфы - это мир реальный, а 2-я, 4-я, 6-я строфы - это мир прошлого, мир воспоминаний, и , конечно, миры эти связаны.
Образ войны постоянно живёт в памяти вечного солдата, голос войны дремлет в душе воина долгие годы, а потом начинает громко звучать на волнах расстревоженной памяти. Она воскрешает зриттельные образы и картины: "меткой пули недолёт", "лёд кровавый в январе", "топот загнанных коней", "хриплый окрик на бегу".
В художественной структуре стихотворения мир прошлого не случайно взят в скобки:его уже не существует, но он есть, живёт в памяти тех, кому довелось пережить эти страшные годы. Мир прошлого цветной, яркий, в нём осталась юность, но он статичен, поэтому во 2-ой и 4-ой строфах отсутствует глагольная лексика. А мир настоящего совсем иной,но память - это жёстокий судья и она сильна настолько, что ничего не даёт забыть, поэтому такие яркие образы как бывший солдат "крепко впаян" в "кровавый лёд" мира прошлого, он в нём "как мушка в янтаре" - соединяют эти два мира.
Нужно отметить, что в стихотворении есть очень яркий метафорический образ, делающий память о войне сильным, живым существом:
Я не участвую в войне -
Она участвует во мне.
Антитеза образов "я" и "война" подчёркивается повторением одного и того же глагола "участвую" и говорит о неразрывности этих миров.
Центральный образ мира прошлого - юный солдат, "я", он выделен анафорой 2-ой и 4-ой строф и спондеем. Понять философское наполнение 6-ой строфы помогает градация рифмующихся глаголов: "не исключить", "не изличить", "не разлучить", "не различить", и рефреном звучит одна и та же строчка. произнесённая с восклицательной интонацией в финальном стихе: "Но что с того, что я там был" . Читаешь такие стихи, и мир кажется прекрасным благодаря Юрию Левитанскому.
Комментарии
Горит на скулах у меня"
Оно должно гореть у всех живущих: это - свято.