Вход на сайт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.

Статистика



Анализ веб сайтов

Вы здесь

Сергей Серпанов. Колдуй, баба, колдуй, дед

 

КОЛДУЙ, БАБА, КОЛДУЙ, ДЕД!

 

Суеверие есть уверенность, на знании не основанная»

 

Дмитрий Менделеев.

 

«Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах?».

 

Константин Станиславский.

 

В борьбе с колдовством, чародейством и заговорами особенно суров был ХVII век, когда повсеместно запрещались любые традиционные народные обычаи и праздничные увеселения. Заподозренных в знахарстве и «волшбе» либо сжигали в обложенных соломой срубах, либо отправляли в далекую ссылку. Среди них были и нижегородцы.

 

Веселый Семейка

 

Дьячок Печерского монастыря Семейка (Семен) Григорьев и думать не мог, что попадет, как кур в ощип. Шел себе однажды в начале марта 1628 года в кремль, в воеводскую канцелярию с каким-то поручением, а на Благовещенской площади сверток какой-то валяется.

 

Долго колебался дьячок: поднять, не поднять? Но любопытство пересилило. Решил посмотреть. А там - тетрадка с «рафлями».

 

Тут нужно сделать небольшое отступление. «Рафли» - книги или просто разграфленный на клеточки лист бумаги. Каждая клеточка соответствовала определенной цифре, а по цифре, как думали в то время, можно было определить, что человека ждет в будущем. Бросил на «рафли» ячменное зерно - вот и все гадание. «К таким книгам, - писал Николай Костомаров, - принадлежали «Аристотелевы врата», «Шестокрыл», «Острономы», «Зодей», «Альманах», «Звездочетье»; сущность последних состояла в отыскании влияния, какое имели на судьбу человека и на обстоятельства его жизни небесные светила, дни, часы... Это были своего рода учебники волшебства».

Семейка, несмотря на то, что держать у себя «рафли» было крайне опасно, был человеком открытым. Не утерпел - похвастался своей находкой перед монастырским певчим Исихием, а затем и перед старцем Варсонофием. А Варсонофий был, выражаясь современным языком, штатным «стукачом». И вскоре узнали про Семейку не только настоятель, но и патриарх Московский и всея Руси Филарет. Он лично допросил дьячка в своих апартаментах и под конвоем перепроводил в Нижний. «Тот дьячок Семейка по те тетрати расспрашиван накрепко, - писал он настоятелю Печерского монастыря. - И те тетрати гадальные... мы, патриарх Филарет всея Русии, велели сжечь, а дьячка указали есмя послати к вам в монастырь. И как к вам ся наша грамота придет, а наш сын боярский Олексей Матов в Нижний прибудет, и вы бы того дьячка взяли и велели сковать в ножные железа и быти ему монастырских черных службах год».

Надо сказать, Семейка еще легко отделался.

Вот Досада!

В том же самом 1628 году крестьянин Нижегородского уезда Иван Левашов обвинил в чародействе другого крестьянина, Максима Иванова. «Давал-де тот Максимко жене моей пить траву, и она-де от той травы умерла», - говорилось в его челобитной на имя воеводы. Однако архимандрит Рафайло обвинения Левашова опроверг. Он заявил, что жена крестьянина «умерла судом Божием, а не от травы».

Но челобитчик затаил на Иванова злобу лютую. Спустя некоторое время он сдал его властям скрученного по рукам и ногам. Как явствует из следственного дела, якобы коновал Максимко зашел к Левашову «для конского ж леченья», но лошадь после этого, выражаясь современным языком, стала вести себя совершенно неадекватно.

Тут уж с Максимкой не церемонились. Под пыткой он «поклепал (то есть выдал, - С.С.) пять человек». Себя в какой-то мере пытался обелить: «Жене Левашова пить траву давал от порчи и она-де от той травы умерла, а наперед до сего давал тое траву пить многим людям и сам пил, и те-де люди и ныне все живы и здоровы». И сваливал всю вину на «прохожего человека», указавшего Иванову эту траву, и на крестьянина Федьку Григорьева сына Реброва. Дескать, «тот прохожий и Федька ходили по деревням, и травы всякие знают и волшебством промышляют, людей портят и за очи на многих людей нечистый дух насылают, и оттого-де люди помирают; да тот же Федька на воду смотря, призывает нечистых духов, и ему-де сказывают, что где делается или кто чем испорчен, а слышал-де он от того Федьки, что он учился тому волшебству в нижегородском уезде в деревне Досадиной у мордвина у Веткаска».

«Прохожий человек» и Федька Григорьев, не дожидаясь ареста, быстренько сделали ноги, а вот Веткаска заковали в цепи как опаснейшего государственного преступника. Он подвергся пыткам и был замучен до смерти. Максимку Иванова и его сына Родку отправили в ссылку в Пелым. Левашов скончался в ходе судебного разбирательства «от загустения крови и переполняния ея» - по-видимому, от инсульта. То ли Максим Иванов действительно наслал на него «порчу», то ли просто совесть замучила, поскольку понял, что обрек на страдания невиновных...

Но деревня Досада еще не однажды будет фигурировать в следственных делах о чародействе. Может быть, жили здесь потомственные колдуны, а может быть, ведовство просто было удобным поводом для того, чтобы оклеветать человека?

Сегодня трудно сказать, где правда - слишком много времени прошло, да и показаниям, сделанным во время пыток, особо доверять не стоит. Люди готовы были на все, чтобы мучения прекратились. Костер им казался избавлением.

Впрочем, перенесемся в 1637 год, когда в съезжую избу помещик Каковинский «привел человека своего Сидорку Савинова да жонку его Афроську, а сказал, что тот человек его, Алексея, и жену его и людей - жонку Досадку да жонку Татьянку ведовством своим испортил». Сидорку тут же допросили с пристрастием. Он показал, что «перед святой неделею у него пропал рубль, и, заподозрив в краже жонку Досадку, он напустил на нее немочь, а кроме нея он никого не портил». Учитывая «смягчающие обстоятельства» (жена Сидорки заявила, что «муж ее порчу жонки Досадки и жонки Татьянки отхаживал») его били кнутом, резали ноздри и сослали в Сибирь.

Прошло еще 12 лет. В 1649 году крестьянин Ивашка Иванов направляет воеводе челобитную, в которой извещает о том, что его брату Илье учинена женою последнего «скорая поругательная смерть». И вдову брата доставляют на «распрос», она признается в том, что действительно мужу своему давала «коренье в квасу, и после того муж на третий день умер». Но колдунья оставляла для себя маленькую лазейку. Мол, давала это питье «не для смерти, а от привороту, чтоб муж ее жил с нею в любви».

Ивашка Иванов с таким заявлением был несогласен. «Какая тут любовь! - восклицал он. - У брата моего от тое отравы главу против темени разорвало и очи выломило вон, и  утробу разорвало». И отравительница указала на мордвина, сына Веткаска, «каковой снабдил ее колдовским корнем».

Но мордвин никак не хотел признаться в приписываемых ему грехах. Он был, как докладывали воеводе, «пытан трижды и огнем жжен, и пуп волочен, и ребра ломаны, и пяты жжены... и после-де пыток в Нижнем вкинут в тюрьму и сидит в тюрьме четвертый год, помирает голодной смертью». Его же «подельница» долго не мучилась: ее сожгли в срубе.

Шарлатанская деревня

Для полноты картины стоит подкрепить процитированные выше архивные документы еще одним «делом о чародействе», датированным 1676 годом. Н.Новомбергский в своей монографии «Врачебное строение в допетровской Руси», изданной в 1907 году в Томске и ставшей сегодня библиографической редкостью, рассказывает о казни в селе Сокольском Нижегородской губернии пушкаря Панки Ломоносова и его жены Аноски. Они были осуждены по указу, повелевавшему «дать им отца духовного и сказать им их вину в торговый день при многих людях, и казнить смертью, сжечь в срубе с кореньем и с травы, чтоб иным неповадно было так воровать и людей кореньем до смерти отравлять».

 

 

Надо сказать, что, несмотря на жестокие преследования, колдунов, знахарей и ведьм в то время на Нижегородской земле было великое множество. А среди них - немало всякого рода шарлатанов. Г.Попов в своей книге «Русская народно-бытовая медицина», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1903 году, называет конкретный адрес: деревня Шепели Васильсурского уезда, жители которой все до одного, включая малолетних детей, занимались тем, что «одурачивали окрестных крестьян и эксплуатировали доверчивых пациентов». В конце концов, обнаружив, что их бессовестно обманывают, мужики из соседнего села сговорились и подпалили один из домов. Вся деревня сгорела дотла.

 

Комментарии

Replied
Аватар пользователя Самуйлова Людмила
C удовольствием читаю произведения Сергея Степанова. Читаются легко, при чтении возникает представление описанных картин и персонажей, их характер и внешность. Очень образно! Чувствуется знание истории.

Новые комментарии

Медиа

Последние публикации